Не случайно, слова «духовая музыка» и «духовность» имеют один корень. В Балашихе искусству игры на духовых инструментах уделяется особое внимание. В городе есть своя Детская духовая музыкальная школа. А в конце марта у нас прошёл областной конкурс духовиков. О его итогах и о том, какое место занимает это направление в общем процессе большой работы по культурному воспитанию молодого поколения, наш корреспондент поговорил с заместителем начальника управления культуры, председателем Балашихинского музыкального общества, кандидатом педагогических наук МАРИНОЙ ЧЕРНОВОЙ.
– Марина Анатольевна, какие задачи, кроме чисто состязательных, призван решать Московский областной открытый конкурс исполнителей на духовых инструментах?
– Сразу подчеркну: конкурс нужен. Не так много у нас исполнителей на духовых инструментах. Во многих оркестрах их попросту не хватает. И то, что наша Детская духовая школа постоянно расширяет спектр этих инструментов, очень хорошо. Возьмём, к примеру, гобой. По какой-то причине данный инструмент не сильно распространён. А у нас такой класс существует благодаря тому, что два года назад в школу пришёл Антон Бальцевич, который работает также в оркестре театра «Новая опера». Хорошо развивается группа медных духовых инструментов. Нынешний состав оркестра ДДМШ № 2, мне кажется, способен сыграть любое произведение. Например, на торжественном открытии конкурса, который прошёл 26 марта, в качестве приветствия был исполнен старинный Егерский марш. А Ксения Гирина, Сергей Петрищев и хор «Кредо» в сопровождении оркестра спели арию из оперетты Ф. Легара «Страна улыбок» и Застольную песню из «Травиаты» Дж. Верди. Яркой игрой на открытии отметился также брасс-квинтет под руководством Василия Романицы, исполнивший фрагмент из сочинения Г.Ф. Генделя «Музыка на воде». Когда-то мы мечтали, чтобы профессионалы-духовики поддержали нашу молодёжь, а сегодня это полностью реализовалось. В каждой группе оркестра – ударных, медных, деревянных духовых инструментов, вместе с учениками играют преподаватели. Это хорошая смычка между подрастающим поколением и педагогическим коллективом. Здесь надо отдать должное дирижёру, художественному руководителю оркестра Владимиру Борисовичу Исаеву, который вывел его на передовые рубежи. Коллектив стал лауреатом международного фестиваля духовых оркестров «Кубок Московии», успешно представил городской округ на международном фестивале «Спасская башня».
– Наверно, от этого выигрывает и областной конкурс духовиков?
– Безусловно, все эти традиции оказывают ощутимое влияние на проведение духового конкурса. Хорошо выступили все духовые отделения наших школ искусств, но участие в конкурсе духовой школы можно охарактеризовать только как отличное. Практически во всех номинациях её воспитанники стали лауреатами. Назову только некоторые имена: Александр Кулябко, Илья Рыбкин, Ангелина Нардинова, Георгий Мурин, Савелий Гамбург, Михаил Мордирос. Список можно продолжать и продолжать. А ведь участников, прослушивание которых проходило в ДШИ им. Г.В. Свиридова, было много – из Москвы, Химок, Наро-Фоминска, Коломны Жуковского, Электростали, Мытищ.
– Членам жюри, судя по всему, пришлось проделать большую работу?
– Совершенно справедливо. По моему глубокому убеждению, значимость любого конкурса определяется как раз составом жюри. Именно оно задаёт уровень. Можно привезти красиво оформленные дипломы из каких угодно стран, но они ровным счётом ничего не будут значить, если планка была невысока. Считаю, что в нашем случае жюри было очень компетентное. Возглавил его профессор РАМ им. Гнесиных, валторнист Леонид Мельников. Выступления конкурсантов оценивали также представители Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова, Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке, Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Это что касается духовиков. Но на конкурсе оценивались ещё и выступления пианистов, если исполнителю на духовых инструментах аккомпанировал концертмейстер, колоссальный, я считаю, помощник юного музыканта. Для Подмосковья это своего рода ноу-хау. И вот тут своё слово сказали профессор кафедры сольного пения РАМ имени Гнесиных Мария Бер и её дочь Ольга Бер, которая создала гильдию пианистов-концертмейстеров. Причём, они не только ставили оценки, но и давали ценные советы.
– Вы хотите сказать, что, помимо наград, участники конкурса приобрели ещё и нравственный опыт?
–А подобные конкурсы, на мой взгляд, и надо рассматривать как один из компонентов всей воспитательной и образовательной работы. И потом, не знаю, как другие, но я абсолютно точно чувствую, что люди, несмотря на доступность и большие возможности электроники, начинают поворачиваться к акустической музыке. И духовая музыка – яркий показатель нашего возвращения к истокам. Ведь своими корнями она уходит в глубокую древность, в те времена, когда первый пастух срезал тростинку и сделал из неё дудочку. Потому мы и чувствуем эту музыку, можно сказать, на биологическом уровне. Кстати, для слушателей это всегда праздник, а для исполнителей ещё и тяжёлая физическая работа. И если флейта инструмент небольшой, то медная туба, которая весит от 6 до 8 кг, требует хорошей физической подготовки. Когда мы советуем родителям приводить детей в музыкальную школу, то подразумеваем, прежде всего, что это – постижение классики, основ эстетики. Духовая школа – это ещё и здоровье ребёнка. Может быть, не все слышали, но в ДДМШ № 2, которой руководит Галина Васильевна Боровская, разработана специальная программа «Дышим правильно, дышим вместе». Она нацелена на оздоровление детей, страдающих лёгочными заболеваниями.
– Удивительно слышать о том, что музыкальная школа не только учит музыке, воспитывает ребят, но и оздоравливает .
– Вот видите, наша беседа о конкурсе как о событии, безусловно, важном, вылилась в разговор о большой комплексной работе с подрастающим поколением, которая ведётся в Детской духовой музыкальной школе № 2, Детство – пора познания мира. И это время нельзя упустить. Ведь если в детские годы пройти мимо той огромной возможности по развитию, образованию и воспитанию детей, которую даёт музыкальная школа, то восполнить этот пробел, когда человек становится взрослым, будет трудно, а то и невозможно. Вот о чём надо думать нам всем.
Фото Ирины ЗУБАРЕВОЙ