Безбрачие во все времена предоставляло больше возможностей для творческой реализации человека, чем жизнь семейная. Еще Сократ высказывал мысль, впоследствии красиво сформулированную на латыни: Aut liberi, aut libri ("или дети, или книги")[1]. В 2002 году даже появился рекламный лозунг для холостяков - Celiberté, то есть совмещение двух понятий: celibat (безбрачие) и liberté (свобода)[2]. В свое время от европейских университетских профессоров требовалось жить в безбрачии. В частности, это касалось факультетов искусств, права, медицины и теологии. Да и разве могло быть иначе, если учение воспринималось как духовное обручение со знанием, с книгами?[3]
"Лучшие творения произведены холостяками или бездетными людьми, ибо они сочетались браком со всей своей нацией и всю ее оплодотворили мыслью и чувством", - сказал Фрэнсис Бэкон, повторяя идею, многократно звучавшую у Платона, Цицерона и других античных авторов[4].
Роль монастырей в распространении книжного знания, в развитии просвещения, в формировании науки, - известна, но говорят об этом в отношении главным образом Западной Европы. А как обстоит дело у нас, какую роль сыграло монашество в русской словесности? Я сделаю небольшой, далеко не полный обзор, остановившись лишь на некоторых фигурах.
Одно из самых ранних литературных произведений Древней Руси - "Слово о законе и благодати" (1037-1050 гг.) митрополита Илариона. Как известно, он был первым русским, негреческим митрополитом, поставленным на киевскую кафедру. "Слово о законе и благодати" - это выдающееся произведение отечественной словесности, без которого не обходится ни один курс истории русской литературы. Как считает Д. С. Лихачев, "Слово" было произнесено митрополитом Иларионом перед князем Ярославом Мудрым и его окружением на хорах киевского Софийского собора[5].
"Слово", не говоря уже о его литературных достоинствах, дает впечатляющую картину мировой истории в свете Промысла Божьего и показывает миссию Киевской Руси и Русской Церкви.
Иларион, "муж благ, книжен и постник", как сообщает о нем "Повесть временных лет", удалялся для молитвы в пещерку берега Днепра, на которой вырос знаменитый Печерский монастырь[6]. Считается, что он и похоронен в Киевских пещерах.
"Повесть временных лет" - один из первых исторических и литературных памятников на Руси. Она предлагает целую историософскую концепцию, начиная рассказ от Адама и рассматривая последовательно историю библейскую, византийскую, славянскую. Речь идет о возникновении славянских племен, о проповеди апостола Андрея Первозванного, об основании Киева: "И створиша град во имя брата своего старейшаго, и нарекоша имя ему Киев"[7]. Автор "Повести временных лет" - монах Киево-Печерской лавры, преподобный Нестор Летописец.
Одно из первых художественных (в современном смысле слова) произведений на Руси - "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Оно было написано в XVI веке. Изначально оно создавалось для корпуса "Великих Четьих Миней" Московского митрополита Макария, но из-за ряда жанровых особенностей и наличия некоторых полуфольклорных мотивов не было включено в этот агиографический свод. Автора обычно именуют Ермолаем-Еразмом - это традиция идет от советской эпохи. На самом деле это был священник приходской церкви в Пскове по имени Ермолай, потом его назначили настоятелем одного из кремлевских соборов, затем он принял монашество и стал иеромонахом Еразмом. (В некоторых своих произведениях он подписывается так: "Ермолай, во иноцех Еразм".). В наши дни "Повесть о Петре и Февронии" иеромонаха Еразма получила как бы вторую жизнь, она активно издается, пользуется огромной популярностью.
Первая грамматика славянского языка (1618 г.) написана иеромонахом, впоследствии архиепископом, Мелетием (Смотрицким) - это первая учебная книга, по ней учился и Ломоносов. В своей "Грамматике" Мелетий впервые зафиксировал и описал систему падежей, свойственную славянским языкам, установил два глагольных спряжения и сделал целый ряд других лингвистических открытий, определивших развитие славянской филологии на несколько столетий.
Автор первого в России сборника стихотворений и по сути первый поэт - иеромонах Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович; 1629-1680). Он был образованнейшим человеком своего времени, окончил Киево-Могилянскую академию - один из центров гуманитарного образования на Руси, был наставником царских детей.
Как говорит один из исследователей его творчества, Симеон Полоцкий "положил основание в русской литературе той отрасли художественного творчества, которая до него была почти совсем не разработана - поэзии и драматургии"[8]. Симеон был основоположником силлабического стихосложения в русской поэзии: поэтическая речь организуется чередованием равносложных строк. Но все его творчество было направлено на разъяснение христианских истин в доступной форме, на подлинное просвещение, в евангельском смысле. Конечно, порой для современного уха это звучит наивно:
Блаженна страна и град той блаженный,
В них же начальник благий поставленный...
Симеон также изложил Псалтирь рифмованными славянскими виршами[9]. Этот поэтический перевод Псалтири был издан в 1680 году отдельной книгой.
Тот же иеромонах Симеон Полоцкий - один из основоположников редактирования в современном понимании[10]. Активно занимался он и педагогической деятельностью. В 1679 году в Москве был издан "Букварь языка славенска", составленный Симеоном Полоцким для малолетнего Петра[11]. Cимеон придавал большое значение именно печатному слову и активно участвовал в книгоиздательской деятельности, в частности в работе Верхней типографии. Он даже сочинил панегирик печатному станку:
... Россия славу расширяет
Не мечем токмо,
но и скоротечным
Типом, чрез книгисущим многовечным...[12]
Прославились также и ученики иеромонаха Симеона Полоцкого, в частности монах Сильвестр (в миру Семен Агафоникович Медведев; 1641-1691). После смерти Симеона он на некоторое время занял его место придворного поэта, почему впоследствии, после свержения царевны Софьи, и был казнен, а его поэтические произведения - уничтожены. Большинство ученых также приписывают именно Сильвестру один из первых библиографических трудов в России - "Оглавление книг, кто их сложил"[13].
Другой ученик Симеона Полоцкого, иеромонах Карион Истомин (его отца звали Истома Заболонский[14]), занимался книгоизданием, был справщиком Печатного Двора. В современной издательской практике трудно подобрать аналогию его обязанностям, это что-то близкое выпускающему редактору. "Справщик - это человек, на котором лежала забота о текстологическом, литературном и, конечно же, идеологическом качестве книг, выходящих из печати"[15]. С 1698 года иеромонах Карион стал начальником Печатного Двора - по тем временам высокая государственная должность[16].
Впоследствии он был и поэтом, переводчиком (например, переводил некоторые ученые сочинения с латинского для Петра I), но особенно прославился как педагог. Его знаменитый Букварь (1694) ныне хранится в библиотеке Российской Академии наук в Санкт-Петербурге[17]. Умер иеромонах Карион в Москве в Чудовом монастыре.
Большое значение для теории поэзии, развития редактирования и русской литературы имела деятельность другого монаха - архиепископа Феофана (Прокоповича, 1681-1736)[18]. Он преподавал курс поэзии в Киевской академии, состоял в ней профессором, а затем ректором. Феофан Прокопович писал стихи на русском, латинском и польском языках, создал трагикомедию "Владимир" (1705) - значительное для своего времени произведение, сюжет которого взят из русской истории, написал трактат "О поэтическом искусстве"[19].
Иеромонах Амвросий (1745-1792) опубликовал в 1787 году "Краткое руководство к Оратории российской". Именно по этой книге, по всей видимости, в начале XIX века изучали риторику в лицеях; например, по ней учился Гоголь[20].
Целая плеяда выдающихся русских писателей и мыслителей XIX века связана с Оптиной пустынью. Остановимся кратко на двух фигурах - Николае Васильевиче Гоголе и Константине Николаевиче Леонтьеве.
Гоголь хотя и не был в собственном смысле монахом, но по сути вел жизнь монашескую. Есть предание, что он просил у старца Макария благословения на поступление в монастырь, но отец Макарий указал ему на литературное служение. "Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своем образе жизни", - пишет известный гоголевед Владимир Воропаев[21]. Так, Гоголь не имел своего дома и жил у друзей, все его имущество составляли книги, потрепанная одежда и небольшие карманные деньги.
Гоголь постоянно тянулся к монашеской жизни и не раз бывал в Оптиной пустыни. По сути, свою литературную деятельность он воспринимал как послушание, данное ему Богом и духовными наставниками.
Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года. Это был выдающийся писатель, критик, публицист, глубоко оригинальный мыслитель, со своим неповторимым стилем и острым взглядом. Его недавно изданное собрание сочинений насчитывает 12 томов[22]. Своим лучшим своим произведением Леонтьев считал роман «Одиссей Полихрониадес», из публицистичесеих работ стоит выделить труд «Византизм и славянство».
"Достоинство Леонтьева чрезмерно, удивительно. Прошел великий муж по Руси - и лег в могилу", - писал о нем Розанов. "Леонтьев стоял головой выше всех русских философов", - говорил о нем Лев Толстой[23]. Восторженно относился к его творчеству Тургенев.
Труды Леонтьева во многом опередили свое время, уже в наши дни мы начинаем понимать некоторые его прозрения, выраженные ярко, резко и темпераментно. Например, это: "О, как мы ненавидим тебя, современная Европа, за то, что ты погубила у себя самой всё великое, изящное и святое и уничтожаешь и у нас, несчастных, столько драгоценного твоим заразительным дыханием!.."[24]
Надо иметь в виду, что это написал европейски образованный человек, эстет и аристократ, много лет живший и работавший в Европе.
В 1874 году Леонтьев совершил первую поездку в Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием и познакомился с о. Климентом (Зедергольмом). Позже Леонтьев написал замечательное жизнеописание отца Климента, в котором изложил свои взгляды на монашескую жизнь.
23 августа 1891 года в Предтеченском скиту Оптиной пустыни Леонтьев принял тайный постриг с именем Климент. По совету старца Амвросия новопостриженный монах покинул Оптину и переехал в Сергиев Посад, где и похоронен, в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.
Еще один тайный монах, выдающийся культуролог, философ и филолог, золотыми буквами вписавший свое имя в историю науки, творил в XX веке - это Алексей Федорович Лосев, монах Андроник.
Он принял тайный постриг в 1929 году от афонского архимандрита Давида[25], причем это стало известно лишь в конце 80-х, уже после смерти Лосева. Монашескую скуфью, которую всегда носил Лосев, считали академической шапочкой, чудачеством великого ученого.
Лосев принимал участие в создании более 800 произведений, более 40 из которых - монографии. Отдельного упоминания заслуживает "История античной эстетики" в 8 томах, но были и другие фундаментальные работы: жизнеописание Гомера, Платона, Аристотеля, Владимира Соловьева, исследования "Философия имени", "Диалектика мифа" и многое другое[26].
Монах Андроник (Лосев) не только пронес свою веру через гонения, травлю, лагеря, но и оставил нам многообразные плоды своего замечательного литературно-философского творчества...
Как видно даже из этого краткого обзора, монашество сыграло огромную роль в становлении и развитии русской словесности. Хорошо бы, чтобы для нас, современных монахов, это стало не просто исторической констатацией, а примером христианского служения своим ближним, примером посвящения всех своих сил, интеллектуальных и творческих, - единому Богу. "Не нам, не нам, но Имени Твоему!"
Иеромонах Симеон (Томачинский), канд. филол. наук
Доклад на Славянских чтениях, посвященных преподобному Нестору Летописцу, 8 ноября 2013 года в Киево-Печерской лавре
http://radonezh.ru/80541
[1] Болонь Ж.-К. История безбрачия и холостяков. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - С. 43.
[2] Там же. - С. 8.
[3] Там же. - С. 150-152.
[4] Цит. по: Болонь Ж.-К. История безбрачия и холостяков. - С. 228.
[5] Литература Древней Руси: Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1990. - с. 42.
[6] Карташев А. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. - М.: Наука, 1991. - с. 169.
[7] Литература Древней Руси: Хрестоматия. - с.10.
[8] Литература Древней Руси: Хрестоматия. - с. 523.
[9] Немировский Е. Большая книга о книге. - М.: Время, 2010. - с. 403.
[10] См. напр.: Редактирование: Общий курс - http://hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_017.htm
[11] Букварь Симеона Полоцкого. М., 1679.
[12] Немировский Е. Большая книга о книге. - М.: Время, 2010. - с. 404.
[13] Там же. - с. 391.
[14] Там же. - с. 478.
[15] Там же. - с. 478.
[16] Литература Древней Руси: Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1990. - с. 532.
[17] Немировский Е. Большая книга о книге. - с. 480.
[18] См. напр.: Накорякова Е. Очерки по истории редактирования в России XVI-XIX вв.: Опыт и проблемы. - М.: издательство "ВК", 2004.
[19] Редактирование: Общий курс - http://hi-edu.ru/e-books/RedaktirObchiyKurs/red_017.htm
[20] Симеон (Томачинский), иером. Путеводитель к Светлому Воскресению: Гоголь и его "Выбранные места из переписки с друзьями". - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - с. 27.
[21] Воропаев В. Гоголь над страницами духовных книг. - М.: Макариевский фонд, 2002. - с. 28.
[22] Леонтьев К. Полное собрание сочинений и писем: В 12 т. - М.: "Владимир Даль", 2009.
[23] Цит. по: Леонтьев К. Моя литературная судьба. - М.: Русская книга, 2002. - с. 3.
[24] Леонтьев К. Моя литературная судьба. - с. 27.
[25] Тахо-Годи А. Лосев. - М.: Молодая гвардия, 1997. (Серия "Жизнь замечательных людей".) - с. 123.
[26] См. Тахо-Годи А. Лосев. - с. 448-449.