Познакомились мы с Татьяной, жительницей микрорайона Железнодорожный, в зале по адаптивной физкультуре для детей с ограниченными возможностями СК «Орион», куда она пришла с сыном Матвеем.
ДИАГНОЗ
– По фотографиям и не скажешь, что Матвей – какой-то особенный. Вам хватит часа, чтобы увидеть, что у вас особенный ребёнок: они выстраивают игрушки в ряд, они не реагируют, когда с ними хотят общаться – нет контакта глаза в глаза, не любят сильный шум. Я замечала, как он собирает пазлы за считанные минуты, намного быстрее, чем сделала бы я в своём возрасте. Я замечала, как он собирает пазлы за считанные минуты, намного быстрее, чем сделала бы я в своём возрасте. Они не выносят грязь, поэтому развивать мелкую моторику с помощью красок для них неприемлемо. Такому ребёнку нужно что-то проговаривать по нескольку раз, чтобы он понял, как нужно себя вести, для него всегда вопрос: «А почему?»
Как узнать аутиста в зрелом возрасте? Он может разобрать плату на детали от какого-то прибора, выявить причину, всё это собрать. Но не сможет завязать шнурки. Он может решать сложнейшие уравнения. Но он не сможет застегнуть пуговицы. Это люди, которые находятся внутри себя: им порой неинтересен мир.
Не придумали ещё таблетку от аутизма. Просто после пубертатного периода всё сглаживается. Вижу, что с каждым днём ребёнок меняется, и в лучшую сторону. В первую очередь это наши вклад и заслуга – родителей и всех педагогов, которые нам помогают.
БЫТЬ БЛАГОДАРНОЙ
– Столько людей, которым бы хотелось выразить огромную благодарность за поддержку и помощь! Нам повезло: Матвей ходит в общеобразовательную школу, когда у детишек заканчиваются занятия. Наталья Дмитриевна Кузьмина, учительница 1 класса «Б» школы № 15 в Железнодорожном (директор Ольга Петровна Котиева) сумела расположить Матвея к себе – во взаимоотношениях с ним это самое главное, он сразу чувствует человека.
Есть такие отзывчивые люди, которые принимают наших детей и становятся авторитетами и просто друзьями. Спасибо Александру Казакову – нашему тренеру по адаптивной физкультуре СК «Орион». Мальчик любит спорт: в нём много силы, которую необходимо направить в нужное русло.
Каким-то чудом мы нашли репетитора – Людмила Александровна Сурикова просто «особенный педагог особенных детей». Благодаря ей ребёнок научился читать, писать, различать цвета и формы. Людмила Александровна нашла подход и научила нас, как правильно заниматься с ним.
Светлана Ивановна Груничева, психолог детского центра «Я – сам!», помогла и мне, и моему ребёнку в период постановки диагноза. Светлана Ивановна научила меня принимать ребёнка, объяснив положительные черты: в нём нет агрессии по отношению к окружающим, он готов всех обнять. Не будет у ребёнка никаких успехов, пока ты не примешь его таким, какой он есть.
ОСОБЕННЫЙ РЕБЁНОК
– Много таких ситуаций, когда мы сталкивались с непониманием и неприятием. Вспоминаю случай на детской площадке, когда одна мамочка, схватив своего ребёнка, убежала со словами: «Пойдём отсюда – здесь больные дети играют». Матвей резко закричал, стал бегать по площадке – так отреагировал на проезжающую мимо машину. Тогда ему было годика четыре. Сейчас ему восемь – естественно, таких ситуаций нет. Просто он воспринимает мир совсем по-другому. Главное, что мне хотелось бы сказать: «Аутизм – это не заразно».
Аутизм выявляется от года до трёх лет. Как я стала замечать, что что-то не так? Самое первое, он стал ходить на мысочках. Мы посетили многих врачей: ставили задержку психо-речевого развития, тонус в ногах. Из-за неправильного диагноза лечили то, чего нет: нейропрепараты превращали мальчика в растение, он с бешеной скоростью набирал вес и не хотел ничего делать.
Я принялась интенсивно читать литературу и больше общаться именно с такими детками. Мы отказались от лекарств. Наверное, это материнское чутьё: дело в том, что медикаментозно аутизм не лечится. Нужно давать витамины и создавать среду, поддерживая таких деток. Мы стали больше заниматься, посещать разные терапии.
Популярные сейчас метод Томатиса, АВАтерапия не подошли сыну. Проходили дельфинотерапию в Нижнем Новгороде – безумно понравилось мне и сыну. Ребёнок стал спокойнее, стал больше разговаривать, поборол чувство страха к животным. Уже год дважды в неделю мы проводим иппотерапию в Павлино. Наш иппотерапевт Иван и его лошадка по кличке Тренчик – настоящие друзья Матвея, он рассказывает, что Тренчик добрый и улыбается ему… У таких детей особенная любовь с животными.
Вся неделя у нас расписана: школа, тренировка, репетитор, психолог. Близкие меня спрашивают: «Ты выявила его стихию?» Он хватается за всё: ему хочется петь, рисовать (у нас вся стена в рисунках). На данный момент он больше отдаётся спорту, тренер подумывает готовить его в профессиональный спорт – такие дети очень сильные и выносливые.
СОЦАДАПТАЦИЯ И ПСИХПОДДЕРЖКА
– Для меня самое главное, чтобы ребёнок стал социально адаптирован. Не надо стесняться своих детей. Прежде чем идти в магазин, Матвей составляет список – целый час. Я просто хожу с тележкой в магазине – ребёнок сам берёт продукты, сам расплачивается на кассе. Это можно назвать методикой социальной адаптации. Когда ты поддерживаешь своё чадо, успехи увеличиваются дважды.
Моя знакомая удивляется: Таня, ты ходишь к психологу? Лариса Алиева меня направляет. И я по-другому начинаю мыслить, по-другому относиться к ребёнку. В жизни встречаются разные люди, случаются трудности. Значит, так оно и должно быть. Нужно сделать выводы: для чего оно случилось? Важно понимать: это не за что-то, а для чего-то...
Меня многие спрашивают: «Таня, а тебя устраивает, как ты живёшь?» Наверное, если бы не он, не случилось бы побед, я бы не стала настоящей мамой. Я до последнего не понимала чувство материнства – пока мне не сказали, что мой ребёнок не такой, как все. Я была готова сделать для него всё. Окончила институт. Мои мечты сбылись только тогда, когда мы вместе проделали путь с Матюшей. Мы многое с ним повидали, благодаря ему вокруг меня настоящие друзья.
СТАТЬ МУДРЕЕ
– Честно, раньше я не понимала, как живут люди с ограниченными возможностями. Наверное, для того чтобы мне понять этот мир, мне дан такой ребёнок. Я стала добрее, отзывчивее. По-другому смотрю на жизнь и на мир в целом. Как скажет моя подруга, «я благодарна Господу Богу и всем, кто принимает в этом участие, за то, что у меня такой ребёнок».
Я являюсь волонтёром организации «Доброе сердце», которая помогает детям-инвалидам и многодетным семьям в Люберцах. В Балашихе посещали центр развития «Радуга». Хотелось бы, чтобы в нашем микрорайоне было больше «развиваек» для аутистов, было общество, где работают с родителями особенных деток, где мы могли встречаться и общаться. Порой мне звонят мамы, которых я даже не знаю. Я же не врач, не социальный работник. Я просто делюсь своим опытом. Как со мной когда-то поделилась моя подруга.
БУДЬТЕ КАК ДЕТИ
– Как отвлечься от проблем? Возьмите ребёнка и окунитесь в детство. Мы приходим на площадку и начинаем играть в догонялки и прятки, я «варю еду» из песка. И кто-то странно смотрит на нас… А я стала проще относиться ко всем вещам, потому что он так относится. Я перестала бояться. Ты уже не думаешь: «А что скажут люди?..»
Дать волю своим эмоциям – тяжело, но интересно. Этого так не хватает людям… Я посоветовала бы в этом брать пример с аутистов. Благодаря Матвею я стала сама собой. Он сделал и меня особенной – настоящей и живой.
Записала Инна СЕРЕГИНА
Фото из семейного архива