Так оживает история
Масштабная военно-историческая реконструкция одного из эпизодов Битвы под Москвой состоялась в Рузе. О событии рассказывают его участники Елена Тронина и Наталия Макарова.
Реконструкторы из военно-исторических клубов Москвы, Подмосковья, Ростова-на-Дону, Казахстана и Белоруссии собрались около деревни Лызлово, где в декабре 41-го проходили самые ожесточенные бои.
Этот исторический период является предметом профессиональных интересов Елены Трониной, руководителя клуба исторической реконструкции «Товарищ», который входит в объединение «Хранители времени». Члены клуба по интересам, проживающие в разных городах – Москве, Балашихе, Мытищах, Лыткарино, традиционно принимают участие в воссоздании переломного события Великой Отечественной. Основное направление клуба «Товарищ» – реконструкция медицинской части.
– Мероприятие посвящено контрнаступлению под Москвой и уже стало ежегодным. В этом году основная задача организаторов мероприятия – показать все виды войск, которые участвовали в контрнаступлении: пехоту, кадровые и мобилизованные части Красной армии, моряков РКК. Последние действительно принимали участие в битве, это экипажи, снятые с кораблей и участвующие в пешем порядке. Воссоздана как советская, так и немецкая техника. Пожалуй, впервые на этом мероприятии удалось показать мотоциклетную роту Красной армии, – рассказывает историк Елена, которая увлекается реконструкцией уже более 10 лет.
Второй раз в реконструкции Битвы под Москвой участвовала Наталия Макарова, фотограф из Балашихи.
– Бой длится один час. В прошлом году снимала только с одной точки. В этом году у меня была возможность перемещаться и делать съемки с разных точек, – делится впечатлениями Наталия. – Чувствовала себя участником событий. В какой-то момент инстинктивно стала «отстреливаться» от «немцев» своей фотокамерой. Конечно, впечатлений масса! Действие максимально реалистично. Сидевшая в окопе девушка-медсестра призналась, что во время взрывов от страха у нее ноги тряслись.
Наталии страшно не было: не потому, что не имела роли в постановке и поэтому оставалась «бессмертной», просто военная журналистика – это ее тема, ей знакома специфика съемки в экстремальных ситуациях. К примеру, чтобы в полевых условиях не менять объектив, работала с двумя фотокамерами для ближней и дальней съемки. Большая часть фотографий Наталии – монохром.
– Черно-белая фотография – особое средство выполнения поставленной задачи. Есть специалисты, которые выделяют цветовые пятна. Мой подход другой: не ищу цвет, а стараюсь сконцентрироваться на смысле, – объясняет фотокорреспондент. – Пришлось работать в нестандартных условиях. Везде закладки пиротехники, поэтому выбрала оптимальный вариант – передвигать с военными – многие участвуют в реконструкциях по 10–15 лет и знают, как себя вести.
Специально для участия в реконструкции Наталия купила белый маскхалат. В следующем году она также планирует присоединиться к реконструкторам Великой Отечественной войны и обязательно купит белый чехол, чтобы сберечь фотокамеру. А еще она подумывает, не вступить ли ей в клуб реконструкции в качестве военкора.
Инна СЕРЕГИНА
Фото Наталии МАКАРОВОЙ и Евгения МУКАНОВА